Русская масленица. Генетический код славян.

Мы, русские, чрезвычайно любим праздники. Ну вот любим и всё тут! Веселый и жизнерадостный мы народ. У нас и Новый год два раз празднуется, и Рождество отмечается, и праздники в честь всех видов и родов войск непременно, а день шахтера, день строителя… А уж 8 марта, спасибо Кларе Цеткин и Розе Люксембург, так и вовсе практически национальный праздник, во всяком случае так считают наши милые женщины )) Но есть праздник, не отмеченный красным днем в календаре, не имеющий политической окраски и празднуемый целую неделю. Это конечно же масленица, праздник встречи весны. История этой традиции берет свое начало еще в языческие времена.

Масленица. История.

Кроме того, есть версия, что корни Масленицы могут уходить даже в античные времена. В Древнем Риме существовал подобный праздник. Христианство, как известно, пришло на Русь именно из Византийской империи. Поэтому обычаи празднования Масленицы представляют собой смешение славянских обрядов с православными традициями народных гуляний в преддверии Великого Поста. В свою очередь эти традиции возникли, как продолжение массовых шествий (карнавалов) в честь бога Дионисия.

И все же, масленица — языческий обряд славян. Из истории известно, что до принятия христианства люди, живущие на территории современной России, поклонялись богу солнца Яриле (также олицетворяющий плодородие, мужскую силу). Этот бог отличался чистотой, искренностью и неистовством. Ярило пускал на землю солнечные лучи, которые в некоторых случаях трактуются как любовные стрелы. Славяне представляли бога как живительную силу весеннего солнца, которое наполняет землю жизнью и радостью после долгой зимы, пробуждает от зимней спячки.Уже тогда на Руси была традиция печь блины, как символ солнца и в качестве выражения благодарности богу солнца за жизнь на земле.

Позже, вплоть до XVII века, масленица, как «бесовское веселье», подвергалась постоянному осуждению со стороны православной церкви. Но уже в XVIII веке преследования ослабели (этому немало способствовали царские особы, отмечавшие праздник с особым размахом), и совсем скоро этот истинно русский обряд был принят церковью, регламентирован с учетом ее интересов. На сегодняшний день масленица считается православным (а не языческим) праздничным циклом. В православном календаре данный цикл играет роль подготовки христиан к Великому посту, известному своей строгостью и продолжительностью.

Справедливости ради вспомним еще одну легенду. Считается, что родиной праздника является дальний Север. Однажды, в суровый зимний день люди, изнемогшие от мороза, заметили Масленицу — дочь Мороза, прятавшуюся за снежными сугробами, и позвали ее согреть, развеселить их, помочь пережить стужу. Масленица явилась к людям, но не маленькой девочкой, какой казалась, когда пряталась, а здоровой, крепкой женщиной: щеки ее были румяными и жирными от масла, глаза хитрыми, а смех – коварным. Увлекая людей в веселые хороводы, дочь Мороза согрела их и позволила забыть о холоде. Отсюда и пошло веселье, с которым каждый год русские люди провожают стужу и чествуют весну.

Откуда взялось название праздника?

Прародительницей современной Масленицы была древнеславянская языческая Комоедица. Давайте попробуем разобраться в том, что есть Комоедица, что Масленица и в чем их отличия.

Комоедица — один из четырех основных славянских праздников, приуроченных к весеннему Равноденствию, времени когда природа начинает просыпаться, медведи начинают выходить из спячки. Кстати, по одной из версий в древности медведя звали Комом, а Славяне поклонялись этому животному и в Комоедицу приносили ему дары — блины. Отсюда и пошло правило «Первый блин комам» (т.е. медведям).

По другим поверьям, название празднику дали комы — обрядовые хлебцы, сделанные из гороховой, ячменной и овсяной муки. Пекли эти хлебцы старшие женщины в семье, приносили их в лес и укладывали на пни для пробудившихся духов деревьев. допускаю, что поверья в различных районах обитания славянских племен были разные. Скорее всего, история с медведем больше актуальная для мест, богатых лесами или же северных земель. Что правда, а что вымысел, мы разумеется доподлинно не узнаем.

Итак, Комоедица означала исход зимы и наступление Весны. Праздновался этот праздник в течение двух недель, начиная с 13-14 марта, т.е. за неделю до начала астрономической весны, и до 27-28 марта. Таким образом празднование длилось неделю до весеннего Равноденствия и неделю после. Кроме того, до 1492 года на Руси Новый год начинался именно с празднования весеннего Равноденствия.

В эти две недели празднования все члены каждого славянского рода собирались вместе для празднования и совершения обрядов. Много веков Комоедица была широким народным гулянием, сопровождавшимся пиршествами, играми, состязании в силе и проворности, езде на лошадях. Сразу после окончания празднеств, славяне переходили к тяжелым сельскохозяйственным работам, длившимся до поздней осени.

Сейчас Комоедица является народным праздником в Беларуси, в России же если и празднуется, то не так широко как Масленица. Почему так получилось?

После принятия христианства на Руси, именно древняя вера славян, которая заключалась в прославлении богов и предков и не подразумевала служение одному Богу, стала главной конкуренции вновь насажденным христианским праздникам. Немудрено, что церковь запретила старые обычаи. Но запрещай — не запрещай, вытравить из генетического кода то, что зашито туда веками, невозможно. И после многих веков борьбы с народными традициями, в 16 веке вместо запрещенной Комоедицы, Церковь приняла Сырную седмицу (она же Масленица). Со временем народ все больше забывал про Комоедицу и начал праздновать Масленицу, но с тем же размахом и обычаями, что и древние славяне.

Поскольку празднование языческой Комоедицы приходилось на время Великого Поста, запрещающего застолья и веселье, церковь сдвинула дату почти на месяц ближе к началу календарного года и сократила срок празднования до одной недели. В этом и кроется основное различие между двумя, на первый взгляд схожими, праздниками. Наступление Комоедицы — явление астрологическое и

стабильное, Масленица же привязывается к церковному календарю, что приводит порой к довольно несуразным ситуациям, как например в этом году — проводы зимы и встречу весны мы празднуем с 12 по 18 февраля, т.е. за полмесяца до наступления календарной весны. В Сибири, где я живу, в это время температура может доходить и до минус тридцати градусов, этим ни кого не удивишь. Как уж тут прощаться с зимой…

Теперь про происхождение самого названия Масленица. Здесь все просто. В Сырную седмицу запрещается есть мясо, но можно масло, молоко, яйца и рыбу. От названия одного из разрешенных продуктов и появилось название Масленица. Случилось это все в том же 16 веке. Главным символом празднования Масленицы является блин, олицетворяющий солнце, что несмотря на все церковные каноны и устои отправляет нас к древним традициям почитания бога Ярила.

Как празднуется Масленица.

Коль уж так случилось, что на смену языческой Комоедице пришла христианская Масленица, давайте поговорим о том, как было принято отмечать этот праздник у нас согласно традициям, сформировавшимся уже после того самого 16 века. А традиций этих множество. Причем разнятся они порой от уезда к уезду, но несмотря на все разнообразие можно выделить некоторые концептуальные моменты, присутствующие в праздновании Масленицы.

Как было сказано выше, праздник пришел к нам из древности. Его обрядовая составляющая довольно многогранна и сложна. В центре обычая – идея о начале нового года, цикла. Отсюда и другая сторона – побуждение плодородия в природе (человек так же относится к природным составляющим). Не менее значимы и некоторые элементы культа древних славян, до сих пор сохранившиеся в обрядах масленицы. Стоит отметить, что для большинства традиционных религий характерно соотношение нового года и ритуалов, посвященных творению мира, обновлению вселенной, отказу от прошедшего. В обрядах масленицы уничтожение старого и стимуляция возрождения, плодородия переданы множеством деталей. К ним можно отнести сожжение мусора и чучела Масленицы. Важную роль в данной концепции играет поминальная составляющая масленицы. Считалось, что умершие, находящиеся одновременно и в земле и в потустороннем мире, могли оказывать влияние на плодородие земли. Отсюда особое, почетное отношение к предкам, множество поминальных обрядов.

Очевидно, что семейным традициям в масленицу уделяется большое внимание. Тема любви и брака нашла отражение во множестве обычаев. Так, например, в масленицу чествовали молодые семейные пары. Их подвергали различным забавным испытаниям: устраивали смотрины, валяли в снегу, заставляли целоваться на людях, забрасывали их соломой или лаптями, и даже устраивали «целовальник», когда гости могли целовать молодую жену. Молодые люди и девушки, не вступившие в брак в течение прошедшего года, претерпевали «наказания» в форме различных обрядов-испытаний.

Поминальные обряды также важная составляющая праздничной недели. К обрядам данной тематики относятся: сжигание чучела, особый рацион питания, костры, гадание на талой воде (снег, как воплощение душ покойников). Непозволительно было выполнять хозяйственные работы по причине, что это может оскорбить умерших, находящихся рядом с живыми, и навлечь различные неприятности на хозяйство, людей. Словом, масленица, по сути своей, является обрядом «умасливания», ублажения высших сил на предстоящий год. Кстати, не отсюда ли идет традиция печь блины для поминального стола?

К особым обычаям относится целый ряд потех. Главное место среди них занимает катание на санях. Разномастные упряжки мчались по селу или городу наперегонки. В центре внимания были, однако, молодые семьи, образовавшиеся проходящей зимой. Пары организовывали своеобразные показы, делали визиты родне. Бывало, что жених вывозил в свет свою будущую жену, на удивление народу. Таким образом, молодожены или будущие новобрачные словно заручались всеобщим одобрением и благословением.

Еще один веселый обычай – катание с горок. Это излюбленное занятие и детей, и взрослых. Катание с горок на масленицу во все времена было повсеместным обычаем. В нем принимали, как правило, участие все, от мала до велика. Катались на больших и маленьких санях, коротких бревнах, коробках с намороженным дном, кусках льда из реки, опрокинутых скамейках. Интересно, что ребятишки катались с горок всю неделю, а взрослые – лишь со среды. Молодожены, по обычаю, скатывались один раз.

Давняя традиция – на масленицу устраивать угощение у дома, ходить друг другу в гости. На улицах сел и городов на масленицу торговали всевозможными соленьями, пирогами, блинами, сбитнем и другими вкусностями. Веселье проходило на ледяных горках и в балаганах, людей развлекали скоморохи. В наши дни ярмарки проходят так же весело и с размахом. Народные гулянья, концерты, угощение блинами и чаем из самовара – неотъемлемая составляющая многих современных ярмарок. Публику развлекают не только профессиональные артисты, но и самодеятельные граждане. А в Прощеное воскресенье можно полюбоваться вещами, созданными народными умельцами, и даже приобрести что-нибудь на память.

Каждый день Масленичной недели расписан таким образом, чтобы каждый человек, независимо от пола, возраста, семейного положения или достатка, смог вдоволь насладить праздником и получить свою порцию веселья.

Понедельник — «Встреча»

В этот день утро в деревнях начиналось чуть позже обычного, так как по народным поверьям, считалось, что для хорошего урожая льна в чистый понедельник (это второе название Встречи) нужно проспать как можно дольше.
После пробуждения дома русских деревень наполняли праздничная суета и запах пекущихся блинов. Приятные хлопоты делились между членами семьи. Детвора в этот день занималась изготовлением соломенной куклы – Масленицы, и, нарядив её, насаживала на кол, после чего с дружными песнями возила по деревне на санях. Эта веселая процессия останавливалась у каждого двора. В обмен на песни, хозяева потчевали детишек свежими блинами. Однако строго соблюдалась давняя традиция, согласно которой, первый блин всегда отдавали нищим, дабы те помянули умерших. Таким образом отдавалась дань всем, кого нет в живых, и кто уже никогда не сможет присоединиться к всеобщему празднованию Масленицы. Также считалось, что усопшие обладают возможностью воздействовать на природу, управлять осадками и влиять на плодородие. Поэтому, наряду с поминовением, селяне просили своих ушедших предков о будущем урожае.

В первый день с гор катались только дети. Взрослые к катанию не допускались, да и были у них другие заботы. Мужчины занимались достройкой всевозможных качелей и балаганов, обустройством снежных гор. В общем, выражаясь современным языком, полным ходом велась техническая подготовка к празднованию, основному гулянию.
Молодую невестку с самого утра свекор со свекровью отправляли на весь день к родителям. Там она должна была, конечно же, печь блины и помогать готовиться к вечернему застолью, на которое приходили и родители ее мужа. На этом застолье сваты договаривались о том, как и где будут гулять в этом году праздник и кого пригласят в гости на гулянья.
Вечером молодежи было принято кататься на качелях с шутками и громким смехом, так как народ свято верил, что, чем звонче смех и веселье, тем богаче будет урожай.

Вторник — «Заигрыш»

По самому названию этого дня нетрудно догадаться о его происхождении. В этот день приветствовались всякого рода шутки, потехи и увеселения. Молодые парни присматривали себе невест, а девушки, в свою очередь, заглядывались на парней. Холостые мужчины в этот день подвергались шуточному «преследованию» со стороны молодежи и детей.
Надо сказать, что целью этих шуток было пробудить в человеке мысли о том, что пора уже найти себе пару и обзавестись семьей. В ответ на шутки следовали, конечно же, угощения праздничными блинами и сладостями.
Однако основное предназначение этого дня было в другом. Именно во второй день Сырной седмицы проводились смотрины невест. Нельзя не отметить, что наши предки огромное значение и большую важность отводили браку и созданию семьи. Большинство масленичных обрядов издревле сводились к сватовству. С самого утра молодых приглашали кататься со снежных горок. Вместе с ними приглашались и другие родственники. И в такой веселой и непринужденной атмосфере родственники будущих жениха и невесты знакомились между собой, обсуждали совместные планы, относительно предстоящей свадьбы.
Как правило, если смотрины состоялись, и родственники молодых обо всем договорились, то свадьба назначалась на Красную горку — праздник, который отмечался через неделю после Пасхи и символизировал собой окончательный приход весны. В день Заигрыш на веселые катания приглашались также и семьи, которые поженились незадолго до Масленицы. В частности, каждая семейная пара, на свадьбе у которой гуляло все село за одну-две недели до праздника, в обязательном порядке должна была скатиться с горы. Считалось, что таким образом будет привлечено в их семью счастье и изобилие, а в деревенские закрома – щедрый урожай. Ближе к вечеру все родственники и знакомые собирались за праздничными застольями, на которые приглашали друг друга заранее. Столы накрывались с учетом масленичной специфики – множество сладостей, отсутствие мяса, и, безусловно, блины, как основное блюдо, которое подавалось в различных исполнениях и с разными начинками. Самыми распространенными всегда были блины с икрой.

Среда — «Лакомка»

Этот день принес славянам знаменитую поговорку «К тёще на блины». А появилась эта поговорка именно потому, что в этот день тёща приглашала зятя в гости, и угощала, непременно, самыми лучшими блюдами, которые она умеет готовить. Одним из основных угощений, конечно, были блины.
Блины готовились самые разные. Тёщи изощрялись, кто во что горазд. Стоит отметить, что в старину на Руси насчитывалось более 200 рецептов блинов. И каждый из них был своего рода кулинарным шедевром. Блинчики с икрой, с грибами, с орехами, с медом, с фруктовым припёком – от одного перечисления этих блюд можно захлебнуться слюной.
Учитывая то, что в старину в русских семьях в среднем насчитывалось по 5-10 детей, то нетрудно подсчитать, какой колоссальный фронт работ должна была выполнить тёща, чтобы накормить, как минимум пять (а то и более) зятьёв вместе с их родственниками. Безусловно, дочери ей в этом помогали.
Так что Лакомка была самым разорительным праздником в году для семей, в которых было много дочерей. В те времена даже родилась поговорка: «Все с себя заложи, а Масленицу проводи». Это были приятные праздничные хлопоты, которые сопровождались шутками и звонкими девичьими песнопениями. Но угощение тёщи было скорее ритуальным событием, нежели просто кулинарным. В этот день она должна была не только угощением, но и своим поведением показать зятю свое расположение. За этим строго следила остальная родня, которая также приглашалась на это застолье.
Для всеобщего увеселения проводились всевозможные игры с участием зятя и тёщи, разыгрывались сценки, в которых принимали участие все желающие.
Мужики в это время в складчину варили пиво. Ведь Масленица – один из немногих праздников, в которые это приветствовалось. Пиво, которое варили в то время, значительно отличалось от того, что изготавливают сейчас. К сожалению, его вкус в наш век не знает уже никто.
Также, характерным для Лакомки действом были так называемые «девичьи съезды», когда молодые девушки вместе с пожилыми женщинами, облачившись в праздничные наряды, разъезжали по деревне на санях, распевали песни и катались с ледяных горок. Одновременно они веселыми озорными шутками поддергивали холостых парней, за что те в ответ угощали их блинами. В общем, как и на протяжении всей Масляной недели, в этот день положено было беззаботно веселиться, наедаться «от пуза» и не думать ни о чем плохом.

Четверг — «Разгуляй»

Разгуляй (разгуляй-четверток) – это первый и самый разгульный день широкой Масленицы. В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было еще заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены.

На Разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки.

Весело и беззаботно люди катались с горок, отведывали горячие блины, которые пеклись тут же, взрослые распивали перевар – веселящий напиток, изготовленный на основе пива и меда. Неотъемлемым атрибутом этого праздника всегда был огромный самовар, из которого в любое время каждый желающий мог испить вкусного свежего горячего чая. Повсюду игрались всевозможные спектакли. Веселые песни и пляски согревали празднующих даже в самый лютый мороз, который не редок в эту пору.

Одним из самых зрелищных представлений в этот день традиционно было взятие снежного городка. Заранее построенную ледяную крепость штурмовала мужская часть населения. Половина мужчин стояла на страже снежного ледового города, половина – пыталась его завоевать. Зрелище это было не для слабонервных, и всегда заканчивалось грандиозными кулачными боями. Принять участие в этих боях считал для себя честью каждый уважающий себя мужчина. Несмотря на вполне реальные телесные повреждения, которые они друг другу наносили, никто никогда ни на кого не обижался. Ведь издавна считалось, что гораздо лучше на Разгуляй в кулачном бою выплеснуть всю негативную энергию, скопившуюся за весь год, чем таить в себе злобу и недовольство. По крайней мере, все участники этого действа, дружно обнявшись, и, попросив друг у друга прощения, продолжали совместное празднование с присущей им веселостью и одухотворенностью.

Еще одной важной традицией в этот масленичный день было катание на санях «по солнышку». Разъезжая на лошадях вокруг деревни, обязательно по часовой стрелке, участники праздника тем самым помогали солнцу прогнать зиму.

Пятница — «Тещины вечерки»

Пятый день масленичной недели (он же – второй день Широкой Масленицы) Называется Тёщины вечерки. В этот день, согласно древним традициям, зять принимал у себя в гостях тёщу и угощал ее сладостями и блинами собственного приготовления. Но это было не просто угощение, а дань уважения, которая должна была отдаваться по определенным правилам. Заранее зять лично приходил в дом тещи и приглашал ее к себе в гости. Приглашения могли быть двух типов – почетные, когда тещу приглашали на праздничный обед, и простые – когда она приглашалась только на ужин.

Вечером, в канун Тёщиных вечерков, зять получал от матери своей жены своеобразную «посылку», в которой содержалось все необходимое для приготовления блинов – кадушка, сковорода, таган, половник, и в дополнение – мешок гречневой муки и коровье масло от тестя. Утром зять отправлял за тещей специальных «позываток», роль которых могли исполнять как его друзья, так и соседские детишки. Чем больше их было – тем больше уважения и почета оказывалось теще. За соблюдением традиций строго следила вся деревня, поэтому зять просто не имел права забыть или проигнорировать этот день и все, что в этот день ему предписано сделать. В противном случае, если это все-таки происходило, то становилось поводом для серьезных обид, и более того, даже непримиримой вражды между зятем и тещей. Зачастую, такая вражда могла даже разрушить семью. Так что к Тёщиным вечеркам нужно было относиться со всей ответственностью.

Непосредственное участие в этом событии принимал дружка жениха. Он выполнял те же функции, что и на свадьбе, за что в конце вечера обязательно получал подарок. Все это действие непременно сопровождалось нескончаемым весельем, песнями, частушками, плясками и прочими развлечениями. Зять должен был проявить все свои способности, чтобы показать свое расположение к тёще и добиться взаимного расположения от нее.

Родители жены каждый год с нетерпением ждали этого праздника. Ведь считалось, что зять приглашает тещу не просто ради угощения, а для того чтобы она поучила его «уму-разуму» и одарила молодых советами, необходимыми в дальнейшей семейной жизни. Поэтому теща очень гордилась почетным приглашением и заранее оповещала о нем все село. Очень часто она являлась на вечерки не одна, а в окружении своей родни и подруг. И зять, безусловно, должен быть к этому готов – чего не сделаешь ради любимой тещи.

Суббота — «Золовкины посиделки»

Шестой день Масленицы – суббота – называется Золовкиными посиделками. В этот день молодая жена обязана была приглашать к застолью своих золовок (золовки — сестры мужа). Накрывая праздничный стол, она должна была приложить массу усилий, чтобы ее угощение понравилось гостям, так как изначально всегда сестры мужа ревностно и с недоверием относились к невестке (не весть откуда пришедшей). Это отношение заложено в самом слове Золовка, произошедшем от слова Зло.

Однако не все так печально и категорично. Зачастую золовки становились, да и становятся в наше время, лучшими подругами невестки. Наверняка, основной задачей шестого дня Масленицы и было налаживание близких отношений между ними.
Если сестры мужа были незамужними, то невестка приглашала и своих незамужних подруг для более веселого времяпрепровождения. Если же они были замужем, то, естественно, и своих подруг невестка приглашала только замужних. Каждой из золовок она должна была приготовить и подарить подарок.

Этот день считался своеобразными смотринами молодой жены. Помимо золовок на это действо собирались посмотреть люди со всего села и даже из окрестных сел. Оценивалось все в ней – от блюд, которыми она потчевала гостей, до общения с незнакомыми людьми. И даже взгляд, которым она смотрела на своего молодого мужа – тоже был оценочным критерием. Весьма тяжелым, ответственным и утомительным был этот день для молодой хозяйки, но если она не ленилась, и застолье удавалось, то она получала признание общественности, а это имело особую важность в давние времена.

Кульминационным завершением праздника было целование женой мужа, но не просто целование, а прилюдный обряд, в ходе которого молодой выходил на середину комнаты и все гости наблюдали за этим действием. После этого совершался следующий обряд, когда все гости по очереди целовали молодуху, говоря ей при этом слова: «Спасибо на Масленице!» По завершении обряда гости удалялись обходить другие дома.

Как и в предыдущие дни Масленицы, в этот день продолжались массовые гулянья, катания с ледяных горок, взятие снежного городка, катание на качелях и прочие развлечения. В церквях в этот день правились службы в честь Собора всех Преподобных отцов. Кроме того в этот день поминали усопших, ходили на кладбище, после чего принято было угощать блинами даже домашних животных, со словами: «Чтобы скотина в доме не переводилась!»

Прощенное воскресенье

Завершающий день Масляной недели носит несколько названий: Проводы, Прощеный день, Прощеное воскресенье, Целовальник. В этот день повсюду на Руси проходил обряд проводов Масленицы.

Соломенное чучело Масленицы усаживали на сани, запряженные большим количеством лошадей (иногда их количество доходило до ста, а в некоторых деревнях вместо лошадей запрягались мужчины) и везли на окраину села. Там разводили огромный костер, в котором это чучело сжигалось. Также костру предавались остатки праздничной еды, блины. Под звуки народных обрядовых песен, пепел, оставшийся после сожжения чучела, рассыпали по полям. Считалось, что это способствует богатому урожаю.

Обряд сжигания чучела Масленицы был самым распространенным в России, но не везде. В некоторых областях (губерниях) вместо сжигания, этот обряд носил характер своеобразных похорон. Чучело несли в гробу, либо в люльке, похожей на него. А в некоторых деревнях, проводы Масленицы и вовсе носили элементы эротики. Так, например, в Архангельской губернии, на празднике были распорядители – Масленица и Воевода, которые после объезда деревни совершали так называемый «Обряд очищения», во время которого раздевались догола и делали вид, будто моются в бане. Были в некоторых деревнях и обычаи, когда воевода праздника, произнося традиционную праздничную речь, просто кривлялся и обнажал прилюдно свои интимные части тела, прогоняя тем самым зиму.
Слава Богу, до наших времен этот весьма сомнительный обычай не сохранился, иначе бы мало кто рискнул отпускать своих детей на подобные празднества.

Среди родных, близких, и даже просто знакомых людей было принято в этот день просить друг у друга прощения за все огорчения и неприятности, даже если их и не было. Это был день очищения и заговления перед Великим постом. Верующие люди в Прощеный день ходили в баню, дабы очистить тело от скверны.

Также в этот день, как и в субботу, поминали умерших. К вечеру в церквях проходили богослужения, на которых священнослужители совершали обряд, называемый Чином прощения, во время которого они просили прощения друг у друга и у всех прихожан. После этого и сами прихожане поворачивались друг к другу лицом, низко кланялись и просили прощения, получая в ответ традиционное: «Бог простит!».
Так завершается Масляная, или как еще ее называли Сыропустная неделя. Наступает Великий Пост, который продлится до самого Воскресения Христова. Но это, как говорится, уже совсем другая история…

Владимир Тевс,

по материалам сети Интернет

0

У этой статьи уже 133 просмотров

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Защита от спама *

Авторизация
*
*

Защита от спама *


Регистрация
*
*
*
Date of Birth

Защита от спама *


Генерация пароля

Защита от спама *